Сударикова Татьяна Юрьевна Психолог, Рилив-терапевт

Перинатальные утраты

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Сегодня сложная тема для статьи. Для меня - сложная, пусть и прожитая. Писать нелегко, но я буду аккуратна.

Женщина в течение своей жизни ведь много раз с утратой встречается. И это бывает утрата девственности – как потеря, а бывает утрата привычного образа жизни, как травма.

Полезно знать, что утраты делятся на два вида: физическая и символическая.

Если с физической всё более менее понятно: было что-то, что утрачено - и не стало. Это может быть смерть родного и близкого человека, уход мужа в разводе, уход отца в родительских решениях, увольнение, пожар - как потеря материальных благ.

Совсем другая история с символической утратой. Ведь потерять нечто, физически неосязаемое, но очень важное, бывает весьма тяжело! Например, перинатальная потеря. Смерть ребёнка в утробе, вынужденный аборт или выкидыш – переживается женщиной не менее интенсивно, как и смерть уже рождённого малыша. И в этой ситуации женщина сталкивается с большими сложностями, которые, обычно у неё нет ресурса разрешить. Это, как ни странно, утешители. Глубина утраты «ребёнка, которого как бы не было» часто не понятна людям, находящимся вокруг этой женщины. Отсюда начинаются уговоры «не плачь», «нового родишь», «ещё будут детки», «наверное, он был больной», «что Бог ни делает…» и т.д. И это ранит ещё сильнее, иногда причиняет огромные страдания матери, которая в реальности все эти недели и недельки пребывала в диаде со своим будущим малышом. Она физически не может думать о других каких-то будущих детях, потому что вот же, был этот. Мама, потерявшая ребёнка, становится как бы одна в кругу близких людей, потому что чувствует непонимание, и от этого теряет силы. Многие женщины, попавшие в такую ситуацию, принимают правила игры утешителей и обрастают бронёй. Искусственной, ненастоящей, под которой лежит большое горе – горе от потери ребёнка. Пусть всего в 3 недели беременности.

Я предлагаю сейчас немного оглянуться в прошлое. Издревле существовало много обрядов прощания, горевания, ритуалов траура по утрате. Они придуманы не просто так, в них большой смысл и решение, помогающее женщине это острое переживание потери пройти, не растеряв себя. И главное – завершить, т.е. пережить.

Сперва два слова, как можно «заземлить» символическую потерю, когда уже прошло время, но она не отпускает жить дальше, держит и не даёт вернуться в равновесие. Да, возможно, вас отговорили ещё в роддоме взглянуть на умершего малыша. Я сочувствую. Ведь нельзя игнорировать женские фантазии, которые в горе рисуют картинку ещё хуже, чем есть в жизни. В тот момент и сама мама может испугаться и отказаться. Но в основном отговаривают врачи. Им сложно потом выдерживать слёзы. Знаю, что некоторые мамы, в последствие, ищут изображения в интернете, лишь бы увидеть, а значит, принять картинку умной головой. И если это про вас, то мне искренне жаль, что такое событие произошло у вас в опыте, теперь задача может быть такая: символическую потерю сделать физической. И пусть все вокруг признают ваши чувства, как бы нелегко им было. Непонятно, тяжело, невыносимо, даже нереально, ибо нет воспоминаний у людей вокруг о вашем малыше, но вы-то и ваши чувства есть, о них можно заявить. И возвращаясь к ритуалам, можно разрешить себе горевать. Носить чёрное какое-то время. Посадить клумбу или деревце, как-то ритуально подойти к этой потере, посмотрите сами, что вам ближе.

И можно рассказывать. Делиться тем, что чувствуете, как всё это было, как вы переживали, что происходило вокруг и так далее, по 10 раз одно и то же. Попросите родных или подруг выслушивать без комментариев. Из вас переживания будут постепенно выходить. Я иногда прошу клиентку рассказать ещё раз. И ещё. И ещё. Человеку легчает на глазах. Просто скажите: побудь моим молчаливым, но внимательным слушателем.

И важно помнить, что у горевания при перинатальной потере есть несколько стадий. Они слегка отличаются от стандартной схемы переживания горя.

  1. Шок-ступор-протест (несколько часов до 2х недель)
  2. Поиск-тоска (2 недели – 3 мес)
  3. Дезориентация (3 мес – 1 год и иногда, к сожалению, более года)
  4. Реорганизация (18 – 24 месяца)

В первой стадии я встречала женщин ещё в роддоме. Помочь можно только исполняя роль «плакальщицы», т.е. говорить о том, как сейчас ей сложно, чувствовать всю боль вместе с женщиной и переживать то, что переживает она, называть чувства и давать им место. Искренне, без лишних подбадриваний, говорить настоящими словами то, что произошло: горе, потеря, умер малыш, ты всё равно мама.

Во второй стадии женщин я видела мало, в основном они приходили с вопросом «почему-то не беременеется снова». Приходилось объяснять, что это и хорошо, ведь «энергетически», прошлая, т.е. потерянная беременность прекратится лишь в назначенный пдр + ещё несколько недель, а это время ещё не наступило. Тоска, да. Сердце требует быстрого освобождения от боли, но так не бывает.

К состоянию дезориентации женщину часто подталкивают родные, торопят со следующей беременностью, а женщина наоборот, начинает стремиться к изоляции, она утратила веру в то, что «всё хорошо». Часто именно в этой стадии приходят ко мне. Иногда обнаруживается та самая броня, под которой много боли.

Название четвёртой стадии говорит само за себя. Женщина научается жить дальше. По-новому, но дальше. Реорганизуется по мере своих сил.

Спасибо за ваши истории.

Комментарии
Кроха Юлия
Татьяна Юрьевна, спасибо большое.
Очень искренний и сильный материал.
№1 | 3 августа 2017
Сударикова Татьяна Юрьевна
Кроха Юлия Борисовна, спасибо за теплоту
№1 | 3 августа 2017
Старостина Людмила Васильевна
Сударикова Татьяна Юрьевна писал(а):
Писать нелегко, но я буду аккуратна.
Спасибо за статью, Юлия Борисовна - все очень деликатно, осторожно и понятно...
№1 | 3 августа 2017
Жвакин Александр Геннадьевич
Спасибо вам за статью! Прочёл с удовольствием.
№1 | 3 августа 2017
Сударикова Татьяна Юрьевна
Старостина Людмила Васильевна, мое имя Татьяна Юрьевна.
№1 | 3 августа 2017
Сударикова Татьяна Юрьевна
Жвакин Александр Геннадьевич, спасибо за внимание!
№1 | 3 августа 2017
Старостина Людмила Васильевна
№5 | u114422 | Сударикова Татьяна Юрьевна писал(а):
Старостина Людмила Васильевна, мое имя Татьяна Юрьевна.
Татьяна Юрьевна, прошу прощения - не туда посмотрела...
Была под большим впечатлением от прочитанного!
№1 | 4 августа 2017
Сударикова Татьяна Юрьевна
Старостина Людмила Васильевна, ))) понимаю))) тогда все ок.
№1 | 4 августа 2017
Рагулина Анастасия Юрьевна
Очень серьезную тему Вы затронули, глубокую, интересную!
Сударикова Татьяна Юрьевна писал(а):
горе от потери ребёнка. Пусть всего в 3 недели беременности.
Да,недаром говорят,что мама чувствует и любит ребенка уже с первого дня в утробе. Что для нее он живой человек...
Грустные эти истории потерь... очень ((
№1 | 4 августа 2017
Сулунчааным
У меня была замершая беременность, я ревела три дня, но не о потере, а о том, что я недоженщина, раз не смогла выносить ребёнка. После этого не было ни боли, ни горя, ни слез, ни возвращения внимания в эту ситуацию. И когда я читаю подобные статьи я задаюсь вопросом, все ли со мной в порядке, почему у меня не было переживания потери/утраты? Это нормально?
№1 | 4 августа 2017
[ Читать все комментарии (15) ]    [ добавить комментарий ]